КОСМИЗМ И ЭВОЛЮЦИОНИЗМ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
КОСМИЗМ И ЭВОЛЮЦИОНИЗМ

Философия космизма и эволюционизма
 
ФорумФорум  Последние изображенияПоследние изображения  ПоискПоиск  РегистрацияРегистрация  Вход  

 

 Хлебников Виктор Владимирович (1885 - 1922)

Перейти вниз 
АвторСообщение
Admin
Admin



Сообщения : 52
Дата регистрации : 2015-12-07

Хлебников Виктор Владимирович (1885 - 1922) Empty
СообщениеТема: Хлебников Виктор Владимирович (1885 - 1922)   Хлебников Виктор Владимирович (1885 - 1922) EmptyПт Дек 11, 2015 2:19 am

ХЛЕБНИКОВ Велимир (псевд. Виктора Владимировича Хлебникова) (28.10(09.11.)1885, с. Тундутово Черноярского уезда, Астрахан. губ. – 28 июня 1922, дер. Санталово Новгородской обл.) – поэт, мыслитель, представитель рус. авангарда. В 1903 г. закончил гимназию в Казани, поступил в Казанский ун-т на физ.-мат. ф-т, где специализировался по естественному отделению. Публиковал науч. статьи по зоологии, занимался философией, писал стихи и прозу. Осенью 1908 г. перевелся в Петербургский ун-т, где вскоре перешел с физ.-мат. ф-та на историко-филологический, но регулярно не учился, целиком предавшись литературе и коллективным акциям единомышленников. В 1912 г. вместе с Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Маяковским выпустил манифест «Пощечина общественному вкусу». В 1913 г. издал книгу «Творения», в 1915 – «Новое учение о войне», в 1916 – «Время – мера мира», где через изучение былых войн пытался предсказать перипетии Первой мировой войны, выявить ее жестокую абсурдность. Был призван в армию, но служба свелась к пребыванию то в учебных командах, то в лазарете. В 1917 г. написал стихотворный манифест «Воззвание Председателей земного шара» с призывом к государствам окончить войну. После революции скитался по разным городам. В 1920–1921 гг. предпринял путешествие в Персию, на обратном пути подвергся грабежу, осел в Пятигорске, помогал беспризорным, писал стихи о голоде. В 1922 г. в Москве работал над «Досками судьбы». Х. размышлял о природе и философии времени, о числовых, ритмических закономерностях исторического процесса (крупные, поворотные события, войны, революции, рождение великих людей). Исследуя «законы времени», стремился найти способы предсказания грядущего, «обосновать свое право на провидение», искал доступ к «стрелке судьбы», дабы обуздать слепой рок, преодолеть природную необходимость, силы розни и разделения в социуме, «соборное людоедство», проявляющееся в войне. Дал худож.-филос. критику технизированной бездушной цивилизации с ее культом вещей и поклонением смерти (поэма «Журавль», 1909). Выделял два типа людей – «приобретатели», «утонувшие в законы семей и законы торга», думающие о насыщении желудка, и «изобретатели», «будетляне», ищущие новых творческих путей мира. «Изобретатели», «творяне» – для Х. истинное человечество, ощущающее себя в пути к будущему, как бы новый эволюционный тип, вызревающий в лоне нынешнего рода людского («мы еще только начало»).

Творчески преломляя идеи Лобачевского, Минковского, Эйнштейна, представления о четырехмерном пространстве-времени, Х. выдвигал идеал будущего государства как государства времени в противовес существовавшим и существующим государствам пространства. Всемирное государство времени управляется Правительством земного шара, состоящим из выдающихся отечественных и мировых деятелей, близких будетлянским идеям и устремлениям. «Зачеловеческие сны» Х. о будущем включали мечту о регуляции земли, об обращении техники на службу жизни (искусственное дождевание, облакоходы, возделывающие поля с неба, новые пути сообщения, «радио будущего», приобщающее «к единой душе человечества»), о совершенствовании физической природы человека, обретении им способности летания, нового, «бескровного», типа питания, о преодолении времени, победе над смертью. Х. утверждал идею ответственности человека перед природой и вселенной, родственную любовь к живым существам, видел в человеке мыслительный авангард земли, сближаясь с рус. космизмом. В худож.-эстетич. плане Х. начинал со своеобразного идейного и языкового «панславизма», избавляясь от иностранных слов, актуализировал славянскую языковую архаику, однако в процессе творческого развития пришел к планетарному видению: «Мозг земли не может быть только великорусским. Лучше, если бы он был материковым». Утверждая, что «родина творчества – будущее», видел в худож. деятельности путь к просветлению и преображению человека и мира. Через эксперименты со словом, образом, композицией стремился к преодолению законов необходимости, линейного потока времени. Выдвигал идею «мирового заумного языка», служащего объединению человечества. Синтетическая эпоха будущего, по Х., примиряет Европу и Азию, вмещает в себя пантеон мировых религий, в ней должно быть создано новое священное видение вещей (великая единая Книга), обнимающее в едином интеграле весь род людской, всю природу и вселенную.
Семенова С.Г.
Вернуться к началу Перейти вниз
https://cosmism.forum2x2.ru
Admin
Admin



Сообщения : 52
Дата регистрации : 2015-12-07

Хлебников Виктор Владимирович (1885 - 1922) Empty
СообщениеТема: Re: Хлебников Виктор Владимирович (1885 - 1922)   Хлебников Виктор Владимирович (1885 - 1922) EmptyПт Дек 11, 2015 3:13 am

Влияние на культуру

Значительную часть в творчестве Хлебникова занимали космологические мотивы. Поэт выдвигал идею о том, что всё во вселенной подчиняется единым законам, а также пытался при помощи поэзии связать время и пространство: будучи студентом первого курса, Хлебников писал о себе: «Пусть на могильной плите прочтут… он связал время с пространством». Общую теорию относительности, опубликованную Альбертом Эйнштейном в 1915—1916 годах, Хлебников назвал «верой четырёх измерений», где четвёртое измерение — время. Для Хлебникова время было в одно и то же время волной (циклическим повторением событий) и неким динамизированным пространством.

Сильны в творчестве Хлебникова мифологические мотивы. Они проявляются как в прямых отсылках к мифологии (в основном, на раннем этапе, когда поэт создавал произведения с участием мифологических персонажей, в том числе и придуманных им самим), так и в анимическом мировоззрении, и, по мнению некоторых исследователей, в упоминавшейся выше идее циклического повторения событий во времени.

В манифесте «Труба марсиан» (1916) Хлебников призвал к созданию Государства времени, которое должно прийти на смену государствам, воюющим за клочок пространства — одна из первых сверх-утопичных идей, которые в дальнейшем не раз возникали в русской литературе. Завоёвывать, вернее, отвоёвывать у вселенной время призваны Творяне, которые пришли на смену дворянам, и «изобретатели», которые пришли на смену «приобретателям». «Скрижалями» новой веры государства времён стал трактат «Доски судьбы», где Хлебников сообщает открытые им законы повторяемости в истории одних и тех же событий и воплощений одних и тех же личностей. Например, себя он считал фараоном Эхнатоном, введшим монотеизм в Египте; Омаром Хайямом; усомнившимся в очевидности аксиомы Евклида Лобачевским, который создал неэвклидову, «Воображаемую геометрию». И, разумеется, Хлебниковым, который сменил в поэзии пушкинское «доломерие Эвклида» на хлебниковское «доломерие Лобачевского»/

Стихотворение Хлебникова на стене дома в Лейдене, Нидерланды.
Из нововведений Хлебникова сто́ит отметить изобретённый им жанр сверхповесть. Однако ни один из неологизмов поэта не укрепился в языке. Вопреки распространённой легенде, слово «лётчик» было придумано не Хлебниковым.

Хлебников — один из признанных лидеров русского авангарда начала XX века, так как он осознанно занимался выстраиванием нового искусства. Многие футуристы, в том числе и Маяковский, называли его своим учителем; высказываются предположения о влиянии поэтического языка Хлебникова на творчество Андрея Платонова, Николая Асеева, Бориса Пастернака. В то же время Хлебников часто оставался в тени, так как организаторской деятельностью в основном занимались Давид Бурлюк и Маяковский.

В своей статье «Буря и натиск» (1923) Осип Мандельштам отмечал: "Подобно Блоку, Хлебников мыслил язык как государство, но отнюдь не в пространстве, не географически, а во времени. Хлебников не знает, что такое современник. Он гражданин всей истории, всей системы языка и поэзии. Какой-то идиотический Эйнштейн, не умеющий различить, что ближе — железнодорожный мост или «Слово о полку Игореве». Поэзия Хлебникова идиотична — в подлинном, греческом, неоскорбительном значении этого слова. Современники не могли и не могут ему простить отсутствия у него всякого намёка на аффект своей эпохи".
Вернуться к началу Перейти вниз
https://cosmism.forum2x2.ru
 
Хлебников Виктор Владимирович (1885 - 1922)
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Муравьев Валерьян Николаевич (1885 - 1930)

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
КОСМИЗМ И ЭВОЛЮЦИОНИЗМ :: История Космизма :: 1. ПЕРСОНАЛИИ-
Перейти: